Выставка «Двадцать один длинный один короткий» в Ельцин-Центре
Выставка произведений из коллекции Антона Козлова посвящена истории развития современного российского искусства от начала 2000-х годов до настоящего времени
Фото
Любовь Кабалинова
Экспозиция состоит из шести тематических разделов, в которые вошли произведения живописи, графики, фотографии, а также объекты, инсталляции и видеоработы двадцати восьми современных художников. Заданный временной промежуток — двадцать с небольшим лет — отделяет нас от 2000 года, которым завершается экспозиция Музея Бориса Ельцина.
Для большинства участников выставки 2000 год стал временем вступления на арт-сцену, которую они разделили с художниками, начавшими свой путь намного раньше. Искусство нонконформизма для молодых художников нулевых годов — уже часть истории, но именно оно подарило четкое понимание цикличности времени.
Владимир Дубосарский, Александр Виноградов. «Делай как мы!», 2006.
Фото
пресс-служба выставки
Название «Двадцать один длинный, один короткий» заимствовано у одноименного произведения группы «МишМаш», одного из ключевых для этой выставки. Работа была сделана специально для проекта «Кондуит и Швамбрания», посвященного повести Льва Кассиля. В одном из эпизодов гимназисты из протеста срезали звонки в квартирах всего города, лишив его голоса.
В основе работы лежит сюжет все усложняющейся коммуникации между людьми: художники сделали кнопки звонков из папье-маше и заключили их в банки. И хотя на них нельзя нажать, потенциал голоса все равно есть — сами звонки настоящие.
Группа «МишМаш» (Миша Лейкин, Маша Сумнина). «Двадцать один длинный, один короткий», 2022.
Фото
Любовь Кабалинова
Ирина Корина. «Опять-опять», 2015.
Фото
Любовь Кабалинова
Работы, представленные в первых трех разделах выставки, отражают разные подходы художников к осмыслению своего времени и происходящих событий. Так художники-концептуалисты старшего поколения Елена Елагина и Игорь Макаревич используют прием художественной мистификации, исследуя происхождение форм в русской архитектурной традиции.
Буквальное «вживание» в образы героев прошлого — практика художника Владислава Мамышева-Монро, чья серия «Сказки о потерянном времени» возвращает к переломной эпохе начала ХХ века.
Елена Елагина, Игорь Макаревич. «Паган», 2003.
Фото
Любовь Кабалинова
Владислав Мамышев-Монро. Из серии «Сказки о потерянном времени», 2001.
Фото
Любовь Кабалинова
На втором этаже выставку продолжают три раздела с произведениями художников 2010-2020-х годов. Так, один из них объединит работы художников, работающих с минималистичными формами и абстракцией (например, Аня Желудь и Петр Кирюша) и сосредоточенных на фундаментальных вопросах философии и исследовании природы искусства (произведения Александры Паперно или Александра Повзнера).
Александра Паперно. Скульптор из серии «Карты звездного неба», 2005.
Фото
пресс-служба выставки
Александр Гронский. Без названия, 2023.
Фото
пресс-служба выставки
В следующем разделе выставлены работы начала 2020-х годов, посвященные осмыслению событий современности: от масштабных работ Людмилы Барониной и Егора Федоричева, до хроники повседневности, в которую складываются скриншоты мобильного телефона Игоря Самолета и обобщающего опыт русских художников прошлых поколений объекта Романа Сакина «Сундук современного русского искусства».
Игорь Самолет. Из серии «Я проснулся уже уставший», 2020.
Фото
Любовь Кабалинова
Двадцать один год в некоторых странах мира считается возрастом совершеннолетия, а согласно одной из теорий, — интервалом, разделяющим представителей разных поколений. Проходя по залам выставки, можно увидеть, какие трансформации прошло современное российское искусство за двадцать с небольшим лет.
Когда: 15 ноября 2024 — 23 февраля 2025 года
Где: Екатеринбург, Арт-галерея Ельцин Центра, ул. Бориса Ельцина, 3.
Егор Федоричев. «Комната Ипатьева», 2018.
Фото
пресс-служба выставки
Роман Сакин. «Сундук современного российского искусства», 2023.
Татьяна Филиппова