Ремонт и содержание автомобильных дорог: периодичность, классификация мероприятий
Ремонт и содержание автомобильных дорог направлены на поддержание в рабочем состоянии дорожных одежд, обочин, откосов, других объектов отрасли для обеспечения безопасности движения транспорта, пешеходов.
Все работы по содержанию делятся на зимний и летний период. Зимой выполняется очистка дорожного полотна и обочин от наледи, снежных валов. Летом осуществляются скашивание травы, очистка от мусора, пыли. Ремонтные работы делятся на ямочный и капитальный. Более подробно о дорожном ремонте и содержании автомобильных дорог читайте в нашем материале.
Суть ремонта и содержания автомобильных дорог
Содержание статьи:
Автомобильная дорога является сложным комплексом дорогостоящих инженерных конструкций, которые обеспечивают движение автомобильного транспорта, перевозящего почти 80 % грузов РФ.
С развитием транспортной сети открываются возможности для изучения новых районов, получения природных богатств, распределения производственных мощностей, вследствие чего повышается эффективность пользования местными ресурсами и сельскохозяйственными угодьями.
Чтобы обеспечить благоприятные условия для работы комплексов народного хозяйства, на 1 тыс. км² территории должно быть 500–600 км автодороги. На сегодняшний день сеть автомобильных дорог РФ на 1 тыс. км² территории занимает меньше 100 км.
В то же время автодорожная сеть Испании составляет 260 км на 1 тыс. км², Польши – 980 км, Франции – 2420 км.
Многосложная структура транспортной сети и высокое качество автодорог обеспечивают безопасность дорожного движения и эффективное использование автотранспорта.
Проведение капитального, среднего и текущего ремонта и содержание автомобильных дорог и покрытий финансируется бюджетными средствами:
- государства – на автодороги общегосударственного и республиканского значения;
- государства, а также предприятий и хозяйственных организаций, участвующих в подготовке и проведении ремонтных работ, – на дороги областного (республиканского, краевого) и местного значения.
Дорожные службы выделяют средства на осуществление текущего ремонта и содержание автомобильных дорог со своих расчетных счетов. Планы финансирования работ с указанием предельных сумм затрат утверждают вышестоящие организации.
По характеру, размеру и периодичности выделяют 4 взаимосвязанных комплекса мероприятий:
- содержание автодорог;
- проведение текущих ремонтных работ;
- проведение среднего ремонта;
- проведение капитального ремонта.
К содержанию дорог относят мероприятия, направленные на поддержание чистоты и порядка на автодорогах. Проводимые работы имеют свои особенности в разные времена года вследствие влияния природных факторов на автомобильную дорогу в определенный период.
К текущему ремонту относятся мероприятия, направленные на предупреждение и срочное устранение небольших деформаций и повреждений дорожных покрытий и сопутствующих сооружений (в их числе откосы, мосты, переходы и проч.).
К среднему ремонту относятся периодически проводимые мероприятия, направленные на восстановление старого истертого покрытия и повышение его эксплуатационных показателей. Постоянно возрастающий подвижной состав и увеличивающаяся интенсивность движения приводят к необходимости повышения коэффициентов ровности и скольжения поверхности. Работы по среднему ремонту осуществляются согласно указанным в ведомостях дефектов данным. Для проведения технически сложных работ составляются отдельные проекты.
К капитальному ремонту относятся периодические мероприятия, в рамках которых осуществляется замена поврежденных и неисправных элементов и улучшаются транспортно-эксплуатационные характеристики автодороги. Постоянно растущая интенсивность движения требует повышения прочности дорожной одежды и сооружений согласно устанавливаемым нормам.
Объекты содержания автомобильных дорог
-
- Дорожная разметка
Дорожная разметка – элемент, способствующий безопасному дорожному движению. Высокая интенсивность транспортного потока по городским и загородным автодорогам приводит к необходимости обновления дорожной разметки хотя бы два раза в год, хотя для ее нанесения используется специальная износостойкая краска.
Затраты, требуемые для нанесения разметки на 1 км автодороги, не кажутся высокими, однако в масштабах целого субъекта страны являются значительными.
-
- Тротуары и обочины
Ответственность за поддержание порядка, содержание и ремонт обочин и тротуаров автомобильных дорог лежит на владельце автодороги. Ремонтные работы указанных дорожных элементов проводятся ориентировочно раз в 10 лет. Чистота должна поддерживаться постоянно.
-
- Дорожные знаки
За содержание дорожных знаков в удовлетворительном эксплуатационном состоянии также отвечают владельцы автодорог. Необходимы своевременная замена знаков (при изнашивании, после ДТП), ремонт и покраска. Затраты на обслуживание одного знака невысоки, однако при наличии десятков тысяч знаков на территории субъекта страны сумма достигает миллионов.
-
- Дорожные ограждения
Ограждения устанавливаются для того, чтобы сделать более безопасным движение на дорожных участках, имеющих высокий риск возникновения аварийных ситуаций. Чаще всего они подлежат ремонту и замене из-за повреждений в результате ДТП или в случае изнашивания перекрытия.
Замена ограждения – дорогостоящее мероприятие. На сумму затрат прямо влияет количество аварий – чем больше ДТП, в результате которых оказываются повреждены дорожные ограждения, тем выше сумма, необходимая на их реконструкцию.
-
- Канавы и кюветы
При возведении автодорог за пределами населенных пунктов обустраивается дренажная система, включающая канавы и кюветы. На ее функциональность негативное влияние оказывают разрастающиеся кустарники и заиливание. Чтобы поддерживать дренажную систему в исправном состоянии, необходимо регулярно (несколько раз за год) избавляться от зарослей, проводить чистку водосточных кюветов и укреплять насыпи. Ремонт и содержание дренажных систем автомобильных дорог – трудоемкий и дорогостоящий процесс, в который вовлекается множество людей, используется специальная техника.