Сергей Шутов: 40 лет искусства, философия творчества и новые горизонты
В рамках открывшейся выставки «Квалиа» Сергея Шутова редакция Decornews.ru провела интервью с автором о философии творчества, мультимедийных экспериментах и поиске авангардных эталонов.
Напомним, что выставка открыта до 10 ноября 2024 г. в галереи ГУМ-Red-Line.
Фото ГУМ-Red-Line
— Сергей, практически 40 лет назад сформировался Ваш узнаваемый стиль живописи, в котором Вы работаете по сей день. Не было ли желания за все это время сместить фокус и попробовать что-то новое?
— За время моего творчества я использовал много разных техник в изготовлении предметов, инсталляций и живописных работ. Я был одним из первых авторов в компьютерной среде. На моем горизонте столько всего интересного прошло: интересных людей и событий. Выбрать что-то менее или более интересное так же сложно, как выбрать между венецианском биеннале и диском Брайана Ино.
Читайте также Выдающийся советский художник, архитектор, пионер конструктивизма
Но я могу сказать точно, что с моей точки зрения, тиражировать реальность довольно бесперспективное дело. Если вы хотите изобразить цветок, то первое, что вы должны сделать — придумать его от начала до конца. Тогда вы становитесь автором этого цветка, его изобретателем.
Цитировать философских лидеров бессмысленно, правильнее стать этим философом, придумать свое понимание философии, если в этом будет хоть на йоту ваше оригинальное решение, то в этом — ваша победа.
Если говорить о медиуме, инсталляции имеют один однозначный недостаток — они разрушаются. Музеи и выставочные залы полны моих руинированных изделий, которые остались там после экспозиции. Сейчас я работаю с живописью, так как я могу гарантировать, что картины просуществуют 500 лет и более лет. В моем нынешнем ментальном состоянии — это самое правильное, заниматься живописью на холсте.
— Есть ли какие-то нереализованные идеи, которые планируете запустить?
— Издательская деятельность. Обязательно хочу привести ее в движение после закрытия выставки «Квалиа». Я хочу поработать над выпуском авторских книг со стихами моих любимых поэтов. Мне кажется, что я потратил на них недостаточно своего внимания.
Осенний конкурс акселератора Агентства креативных индустрий (АКИ) Москвы «Арт-фабрика»
— В Вашем арсенале — мультимедийные инсталляции, перформансы, саунд-арт. Не было ли желания сделать выставку «Квалия» в подобном формате?
— Я много делал выставок в подобном формате, сегодня нет такого желания, потому что нет условий. О самом отстраняющем меня от этого фактором я сказал выше. Работы после экспонирования, к сожалению, ждет печальная судьба — разрушение в подвалах музеев.
Если бы была создана система, с учетом реставрации, авторских прав, продажи работ в коллекции музеев, где будут созданы должные условия хранения, то возможно мое мнение было бы другим.
— У Вас каждая выставка пронизана своей философией. При этом есть повторяющиеся работы, то есть которые присутствуют на разных выставках. Например, есть пересечения на выставках «Гимны других людей» 2021 года и «Квалиа» 2024. Вероятно, это сделано намеренно. Но, как Вы считаете, не может ли это дезориентировать ценителей Вашего творчества?
— Думаю, что тут, конечно же, повторение работ оправданно. Все мои работы содержат разные смыслы и темы, волнующие меня. Порой они пересекаются.
Выставка «Квалиа» — это высказывание, которое полностью отражает тот кураторский смысл, который в него заложен. В Третьяковке мы видели два черных квадрата рядом, и это никого не удивило и даже особо никого не заинтересовало. В разных экспозициях изображение приобретает разный смысл, разные возможности и разное влияние. Поэтому пространство и даже отрезок времени может подсвечивается полярные темы.
Смотрите также Паблик-арт, автокинотеатры и новые музеи –коллаборации девелопмента и культуры
— У Вас богатый опыт за спиной. Есть ли на сегодняшний день то, что давно хотелось бы реализовать, но до сих пор осталось на уровне идеи?
— Так сложилось, что мои работы развиваются в течении пяти лет, а бывает и гораздо больше. Я закладываю этот продолжительный период времени для осмысления темы, техник и материалов. Запас времени позволяет найти новые решения и использовать их в выгодной интерпретации. Поэтому я приблизительно знаю все, что хочу сделать в ближайшие пять лет. Поэтому откровений в этом вопросе у меня никаких нет.
— Кого Вы считает эталоном авангардного искусства и почему?
— Это сложный вопрос, понятие авангарда меняется постоянно. Оно растянутую от Ларионова, Гончаровой до Сай Твомбли, которых я очень люблю и уважаю.
— Расскажите про работы на черном фоне
— Эти работы посвящены теме времени с точки зрения персонажа, ограниченного в пространстве — от необитаемого острова и до замка Иф. Если вы уловили отсылку к великому произведению «Граф Монте-Кристо» Александра Дюма и Огюста Маке, то на чувственном уровне поймете о чем речь.
А если уходить в тему русского космизма, где световой человек приобретает невероятное свойство передвижения по космическому пространству, заряжаясь солнечной энергией, то горизонт «заключения» просто повысится до планетарного.