Советы по строительству и ремонту.

Самодельный автомобиль из мотороллера | Моделист Конструктор

0 6

Ещё один интересный самодельный автомобиль сделали умельцы из «Клуба вечного поиска» В. Л. Тарануха совместно с кандидатом технических наук Я. С. Хайновским.

Самодельный автомобиль построен по трехколесной схеме, с использованием всей задней части мотороллера Т-200. В этой детали заключается главное «рациональное зерно» новой машины, Отсюда индекс — ТХ-200.

Многие владельцы старых мотороллеров «Тула-200» поставили их «на прикол», пересев на нового «коня», говорят авторы. Вот мы и решили дать ему «вторую жизнь». Изучив ранее построенные трициклы, довольно подробные чертежи которых печатались в «Моделисте-конструкторе» («Дружба» В. Быковского, Г. Малиновского и В. Хорева, «Ослик» А. Игнатова, «Старт» Л. Лиса), мы пришли к выводу, что при сохранении задней части мотороллера Т-200 задача создания микроавтомобиля-трицикла может быть решена гораздо проще и рациональнее, чем это удалось сделать другим авторам.

Действительно, самостоятельное изготовление ведущего блока намного труднее и результаты менее надежные, чем при установке фирменного агрегата, прошедшего многолетнюю проверку. А принятое нами расположение позволило без сколь-нибудь значительного увеличения габаритов разместить дополнительно еще одного пассажира (напомним, что все упомянутые ранее трициклы были двухместными). Получился трехместный трицикл, который шутники тут же прозвали «три плюс три» — имея в виду три колеса и три места в кузове ТХ-200.

Самодельный автомобиль из мотороллера | Моделист Конструктор

Наша машина прошла всесторонние испытания и строгую проверку в ГАИ. Она официально поставлена на учет, имеет городской номерной знак и технический паспорт. Автомобиль неплохо зарекомендовал себя в эксплуатации, поэтому мы решили поделиться с читателями «Моделиста-конструктора» опытом проделанной работы.

Самодельный автомобиль из мотороллера | Моделист Конструктор

Схема трицикла ТХ-200:
1 — передний мост, 2 — педаль сцепления, 3 — рулевой механизм, 4 — педаль тормоза, 5 — педаль дроссельной заслонки карбюратора, 6 — рычаг стояночного тормоза, 7 — щиток прибора, 8 — лобовое стекло, 9 — сиденье водителя, 10 — заднее сиденье, 11 — двигатель, 12 — аккумулятор, 13 — топливный бак, 14 — амортизатор подвески заднего колеса, 15 — маятниковая вилка, 16 — продольная труба рамы, 17 — рулевая тяга, 18 — рулевой кардан, 19 — боковая труба кузова, 20 — рычаг переключения передач, 21 — блок тормозов, 22 — мотоциклетный амортизатор передней подвески.

Микроавтомобиль выполнен с использованием принципов «вагонной компоновки». Кузов — несущей конструкции открытого типа, без дверей, сварен из стальных труб в виде пространственной фермы; боковины и передняя часть (ниже лобового стекла) обшиты листовой сталью толщиной 0,5 мм.

Крепление к трубам каркаса винтами-самонарезами. К передней части рамы крепится болтами передний мост от мотоколяски С3А; вместо изготовления тормозных барабанов под колодки и опорные диски от Т-200 мы поставили барабаны и опорные диски, снятые с задних балансиров мотоколяски С3А. Взамен автомобильных амортизаторов, устанавливаемых на подвесках колес С3А, применены амортизаторы от мотоцикла «Паннония».

Управление тормозами тросовое, ножной педалью, действующей на все три колеса. В системе предусмотрен уравнителе натяжения и блок штуцеров для регулировки длины тросов на случай их вытяжки. Кроме ножной педали, имеется ручной (стояночный) тормоз с тросовым приводом на правое переднее колесо.

Реечный механизм рулевого управления — от переднего моста С3А. Поскольку он вынесен в пределы переднего подрамника кузова, пришлось повернуть его на 90° и передавать усилие от него к рулевым тягам переднего моста через рулевую тягу от ЗАЗ-965 и маятниковый рычаг, установленный на кронштейне от этого же автомобиля. Рулевое колесо от мотоколяски С3А, с измененной формой центральной втулки и спиц (это уже из «дизайнерских» побуждений). Приборный щиток решен также с учетом современных требований технической эстетики и «Технических условий» на постройку самодельных микроавтомобилей.

В задней части кузова вмонтирована и приварена задняя часть рамы мотороллера Т-200 с установленными на ней двигателем, бензобаком, глушителем, подвеской заднего колеса, коробкой для размещения электрооборудования и защитным кожухом. В этом узле размещены также аккумулятор,, реле-регулятор Р-121, предохранители, инструментальный ящик.

Управление двигателем выполнено с помощью тросов (сцепление, дроссельная заслонка — тросы соединяются с педалями стандартного типа) и тяги (переключение передач), которая соединяется с ручкой, установленной на месте водителя. Запуск двигателя осуществляется штатным династартером также с места водителя (еще одно неоспоримое преимущество двигателя Т-200 для микроавтомобиля!). Поскольку в кузове достаточно места, целесообразно вместо аккумуляторных батарей мотороллерного типа ЗМТ-11 применить автомобильные аккумуляторы (например, от «Москвича»). Это обеспечит более надежный запуск.

Приборы освещения и сигнализации выполнены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к самодельным микроавтомобилям, с добавлением аг тематических мигалок (указатель поворота) и лампы стояночного тормоза в фонаре освещения номерного знака. Эта последняя выключается отдельным тумблером с места водителя.

Оформление и отделка микроавтомобиля: лобовое стекло — заднее стекло от автомобиля ЗАЗ-966, колпаки колес — от автомобиля «Жигули», с декоративной доработкой и раскраской. Обивка внутренних панелей кузова — черный кожзаменитель, подушки и спинки сидений — красный кожзаменитель; наружная окраска кузова ярко-красная, декоративные полосы — черные и красные с белыми полями, на которых нанесены индексы. Впрочем, наружная окраска — дело вкуса; но мы считаем необходимым напомнить, что яркая окраска микроавтомобиля является его своеобразной защитой, особенно в условиях плохой видимости на дорогах.

Нам кажется, что строительство трициклов с использованием ведущего агрегата от мотороллера Т-200 (или ВП-150) весьма интересное и перспективное дело для автоконструкторских коллективов, клубов юных техников и других внешкольных учреждений: ведь помимо того, что такие машины являются отличным транспортным средством, они незаменимы для обучения и тренировки юных водителей в автогородках и на детских автомобильных трассах.

В. ТАРАНУХА, Я. ХАЙНОВСКИЙ, г. Харьков

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Adblock
detector