Коллаборация .Sense и Маши Янковской: синтез смыслов
Все чаще девелоперы наполняют свои проекты искусством, привлекая для этого талантливых художников. Один из таких примеров — коллаборация .Sense и художницы Маши Янковской. Рассказываем, как у них это получилось — как шел процесс работы над картиной, как и где прошла ее презентация и как искусство взаимодействует с пространством
Фото
Диана Вешкурцева
В новой картине Маши Янковской черты ее авторского стиля комбинируются с визуальной и идейной концепцией дома Logos, первым проектом девелопера .Sense. Стиль художницы очень узнаваем — телесность, лаконичные, но чувственные сюжеты, минималистичная цветовая палитра. На холсте Маша обычно осмысляет собственный образ, опыт и эмоции, а в этой картине ее эстетика органично сочетается с визуальным кодом объекта — связь с архитектурой и внутренним пространством дома выражена в картине через формы (круг) и цвета (королевская голубая).
Нам удалось поговорить с художницей и подробнее расспросить ее о том, как создавался ассоциативный ряд и как шел процесс работы над картиной.
Художница Маша Янковская.
Фото
Валерий Белобеев
Как создавалась концепция картины? Что именно вдохновило вас в айдентике дома?
«Как я размышляла? Я взяла круг, потому что это очень глубокий символ — это символ бесконечности, символ солнца. Для меня это символ ясности, чего-то понятного — как точка. Как границы — особенно, если мы говорим про личные границы — „близкий круг людей“, „мой круг“… Поэтому круг — это для меня такой предмет, который несет в себе очень много смыслов».
Как шел процесс работы?
«Очень просто. Я вообще пишу легко, у меня не было каких-то сложных рефлексий, мне не пришлось ничего выдумывать. Я очень быстро нашла отклик в концепции Logos. Это мне откликнулось, оказалось близко, и я довольно быстро все придумала — я поймала какой-то вайб».
Круг — довольно универсальный символ, вмещающий в себя множество философских смыслов. Простая, лаконичная форма круга ассоциируется с солнцем, ясностью, спокойствием… Образный ряд можно продолжать долго, главное — исчерпать его интерпретации невозможно. Через эту форму на картине выражена связь с фасадом дома, а через цвет «королевская голубая» — с дизайном его внутреннего пространства.
Презентация картины в стенах только что достроенного дома Logos стала настоящим событием. На время мероприятия верхний этаж дома был превращен в арт-пространство, в какой-то момент вечера оно наполнилось творческими эмоциями, стало жилым, и мы будто оказались в гостях у художника. Лаконично оформленные интерьеры стали прекрасным фоном, подчеркнувшим красоту картины и создавшим удивительную атмосферу для ее презентации.
Журнальный столик, Eburet.
Фото
Валерий Белобеев
Маша Янковская. Стул Matteo Grassi, Gallery Beke.
Фото
Валерий Белобеев
Металлическая сетка — элемент фасада Logos. Пуф 51° — 1° Dover, Archipelago. Пуф Blocks, Sixinch. Пуф Blocks 2, Sixinch. Ваза «Морская Губка», ваза «Морской Анемон», L’Appartement.
Фото
Диана Вешкурцева
В интерьере отражались основные черты айдентики Logos — голубой цвет, фактурный бетон и металл. Интересной деталью, украшавшей помещение, была высокая алюминиевая сетка — это элемент фасада, создающий парящий эффект, ощущение невесомости. Она придает особый объем, пропускает свет и в разное время суток делает облик дома запоминающимся.
Контрастное сочетание фактурных стен, мебели и декора создало необычную атмосферу. Брутальность бетона и холодный блеск металла дополнила дизайнерская мебель от Archipelago, L’Appartement, Gallery Beke и Small table lamp, а также необычные формы от Eburet и пуфы, выполненные в цвете «королевская голубая» от Sixinch.
Изящные цветочные композиции — особенно в сочетании с бетоном! — добавили интерьеру нежности. Несмотря на кажущуюся простоту, заметно, что при оформлении пространства для презентации картины была продумана каждая деталь, ведь сделать интерьер лаконичным, но осмысленным — не самая простая задача. Особого внимания заслуживает освещение — комбинация подсветки разного цвета, размера и разных температур придавало пространству интересный объем и во многом влияла на его восприятие. Чарующий голубой свет сочетался с теплым желтым, золотистым — прямо как на картине Маши Янковской. Такой продуманный, осмысленный световой сценарий создал исключительную атмосферу вечера, которую дополнил музыкальный сет.
Кресла 12° — 130° Darwin, Archipelago. Кресла Groovy, Gallery Beke. Стол Guido Faleschini, Gallery Beke. Торшер Cono Floor Lamp Satin, L’Appartement. Фарфоровая ваза M’I Lumina, Gallery Beke.
Фото
Диана Вешкурцева
Культовое кресло Wassily, Gallery Beke. Журнальный стол Francois Monnet, Gallery Beke. Торшер Grashoppa Oyster, L’Appartement.
Фото
Диана Вешкурцева
Минимальными штрихами и деталями был достигнут максимальный эффект — бетонные, алюминиевые и стеклянные декорации, художественный свет подчеркнули утонченность картины — изящность нежного тела девушки, смотрящей на восходящее солнце
Торшер Tripod HM8 Moss, L’Appartement. Кресло Saturnus, Yrjo Kukkapuro, Gallery Beke.
Фото
Диана Вешкурцева
«Надо еще заметить, что интерьеры внутреннего пространства дома делали DA Bureau — это мои друзья, я знакома с ними еще со школы. Поэтому то, какими художественными методами они оперируют — все это мне очень понятно и близко», — добавила Маша Янковская.
Презентация картины началась паблик-током с участием художницы и Алексея Масляева — культуролога, заведующего сектором по научно-методической работе Московского музея современного искусства, куратора международной ярмарки Cosmoscow и многих значимых проектов для современной российской арт-сцены.
Паблик-ток получился отличным обрамлением события — куратор говорил о коллекционировании современного искусства, о вербальном и невербальном в искусстве. Значительная часть разговора была посвящена взаимодействию художника и зрителя. Алексей рассказывал о произведениях, где зритель выступал в качестве соавтора — не просто предлагал свою интерпретацию, но влиял на форму произведения. Все это соотносится со взглядами художницы — Маша считает, что в каждое произведение «зритель может вложить что-то свое, и это будет правдой».
Пуф Pie Cilinder, Sixinch. Журнальный стол, Eburet.
Фото
Диана Вешкурцева
Фото
Валерий Белобеев
На первый взгляд, между картиной Янковской и Logos, кроме цвета и геометрических форм, нет буквального сходства — картина, скорее, доносит невербальное ощущение легкости, спокойствия и свободы.
«Я исповедую невербальность концепции. Идея, которую чувствуешь, но не можешь произнести — это состояние, а состояние важнее словесной формы», — говорит художница
В концепции дома можно подчеркнуть еще один важный смысл, сближающий его концепцию с работой и творческими установками художницы. Для Logos, как и для Маши, важно участие, присутствие человека. Ведь дом, как и картину Маши Янковской, тоже можно назвать произведением искусства. А значит он является настоящим полем для интерпретаций — интерпретаций жителей, которые, получив свои ключи от новых квартир, будут разрабатывать свои сценарии жизни.
Пуф Blocks 2, Sixinch.
Фото
Валерий Белобеев
Разговоры об искусстве и смысле, художнике и зрителе были изящным, интригующим вступлением к главному событию вечера. После того, как раздвинулся нежно-голубой занавес, зрители увидели картину — и в этот момент в каком-то смысле стали ее «соавторами», соавторами ее смысла, предложив свои трактовки. Так родилась мысль, что образ восходящего солнца символизирует Logos как первый проект девелопера .Sense. Каждый увидел в картине что-то свое — ведь идеями, которые закладывались в коллаборации, картина не исчерпывается. Одна из зрительниц, например, увидела не лучистое восходящее солнце, а штурвал — картина для нее символизировала спокойствие тихого плавания по волнам. Несмотря на разное считывание образа солнца и круга, все сошлись в одном — картина буквально излучает спокойствие, равновесие и ясность. Ведь в этом и есть суть искусства — создавать эмоции…
Алиса Харитон